Сейчас мы поговорим об аранжировке баса на компьютере и использовании его в общем миксе.
Бас по своей природе - одноголосый инструмент, очень редко играет интервалами и еще более редко - аккордами. Интервалы применяются только широкие (квинта и больше), и редко - кварты, причем только в верхнем диапазоне инструмента. Это связано с тем, что в нижнем регистре интервалы создают гул, при этом полностью теряется их интонация. С гармонической точки зрения партия баса сильно зависит от стиля пьесы. Есть стили, в которых он играет только тоники и квинты, другие, особенно джаз, не столь категоричны.
В медленных темпах неаккордовые ноты в басу могут создать ощущение политональности, или совсем поменять гармоническую функцию (например, Am/F будет звучать не как ля-минор, а как большой мажорный септаккорд Fmaj). Только в случаях, когда неаккордовые ноты являются проходящими (мелодизированными), функциональная определенность сохранится.
Одним из распространенных приемов аранжировки для баса является гаммаобразное движение вверх или вниз, при этом могут применяться как аккордовые, так и неаккордовые (диатонические и хроматические) ступени. В "живых" аранжировках партии баса частенько применяется дублирование другими инструментами. В симфонической музыке - виолончелями, фаготами, тубами и т.д. В рок-музыке - гитарами. Поэтому в компьютерных аранжировках подправить в какой-то мере звучание баса, продублировав его другим тембром, тоже не возбраняется. Правда тут возможен такой нежелательный эффект: сам по себе бас звучит густо, хорошо, а в сочетании с дублирующим инструментом становится то ли дребезжащим, то ли плоским - поэтому всегда следует прослушать их совместное звучание отдельно и на протяжении всей пьесы. Иногда достаточно исправить несколько неудачно звучащих нот, например, уменьшив в этих местах громкость дублирующего инструмента.
Исполнительские приемы и их имитация в компьютерных аранжировках
Очень часто басисты играют чуть "спереди", как бы подталкивая каждую ноту. Особенно широко распространяется этот прием в блюзе, джазе, рок-н-ролле. Это "чуть" определяется темпом пьесы, характером тембра инструмента и умением музыканта "делать драйв".
Хороший басист часто использует флажолеты, поскольку на басу их можно брать не только на седьмом и двенадцатом ладах (их и на гитаре можно брать не только на XII и VII ладах, но и на V, IV, III - прим. ред.). Особенно роскошно звучит прием, когда басист одновременно берет какой-нибудь интервал: внизу обычную ноту, и флажолет вверху.
Бас по функции входит в состав ритм-группы. Поэтому после сочинения и записи партии баса ее нужно проверить не только в режиме соло, но и в сочетании с другими инструментами этой группы. По панораме бас нужно всегда располагать в середине. Это касается даже тех случаев, когда вы имитируете звучание симфонического оркестра.
Записанную партию можно легко виртуально сдвинуть чуть вперед или назад относительно метрической доли такта. Это бывает нужно, когда вы пробуете новый тембр баса (или любого другого инструмента), а у него - другая атака. Изменяя значение параметра задержки в окне Delay "инспектора программы" Cubase, можно подобрать его так, чтобы новый тембр звучал наиболее удачно. Положительные значения параметра заставляют ноты запаздывать, а отрицательные - опережать пульс.
И последнее. Важной составляющей в тембре баса является его атака. В быстрых темпах недостаточно острая атака баса может просто "удушить" его - то есть, слышно, что он присутствует, что-то там издает, но что именно - непонятно.
Когда в аранжировке звучат басовые тембры синтезаторов или звуковых модулей, значение параметра атаки еще больше возрастает, особенно при использовании семплированных басов. Может оказаться, что в одном диапазоне (например, внизу) атака слишком медленная или нормальная, а в другом (вверху) - наоборот, слишком острая, "щелкающая". Живой-то басист эту разницу знает, слышит и скомпенсирует приемами звукоизвлечения. А компьютерному аранжировщику нужно подыскать и применить в разных диапазонах разные тембры - даже в рамках одной партии.